Страховщики ОСАГО готовы к продолжению реформы по индивидуализации тарифов, считают эту историю "проклиентской"
Представители крупнейших страховщиков на рынке ОСАГО, компаний "Ингосстрах" и "АльфаСтрахование", уверены, что продолжение реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО - это "проклиентская" история, которая позволит сделать этот вид страхования более социально ответственным, и сейчас самое лучшее время для принятия законопроекта. Об этом, в частности, заявил гендиректор СК "Ингосстрах" Михаил Волков на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных новому законопроекту об ОСАГО.
"Сейчас уникальная ситуация, когда нужно продвигать эту реформу. Мы, страховщики, готовы к разным вариантам прохождения реформы: 500 тыс. рублей или 2 млн рублей будет принято (лимит страхового покрытия по жизни и здоровью - прим. ИФ). Очевидно, что в каком-то формате это будет отражено в тарифе. Мы готовы и к одному, и к другому. Самое главное - индивидуализация тарифа в рамках коридора. Это позволит сделать наш вид ОСАГО более социально ответственным <...> То, что мы на одной территории должны давать один и тот же тариф, приводит к тому, что кому-то мы даем завышенный тариф, кому-то заниженный", - сообщил Волков.
С ним согласен вице-президент "АльфаСтрахования" Алексей Артамонов.
"Мы не боимся конкуренции. Мы считаем, что индивидуализация тарифа - проклиентская история. Мы готовы дальше поддерживать инициативу, тот принцип, что как ты ездишь, так ты и платишь", - сказал Артамонов.
Слушания в Совете Федерации было решено провести из-за опасений парламентариев, что принятие законопроекта может привести к резкому повышению цен на полисы ОСАГО, так как документом предлагается отменить действие таких тарифоемких факторов, как территориальный коэффициент и коэффициент мощности автомобиля. Кроме того, размер выплаты по жизни и здоровью планируется повысить в 4 раза - до 2 млн рублей.
Помимо страховщиков на слушания в Совет Федерации были приглашены представители Минфина, Банка России, общественных организаций, представителей отдельных регионов и недавно созданной службы главного финансового уполномоченного.
Разработчик законопроекта, Минфин, солидарен с Банком России, что отмена территориального коэффициента и коэффициента мощности автомобиля позволит перейти от формалистического подхода к тарифообразованию в ОСАГО к более индивидуальному.
"Коэффициент территории, на мой взгляд, это устаревшая ситуация, это приводит к ряду негативных тенденций. Мощность автомобиля - мы много раз обсуждали это с коллегами, нет прямой связи между мощностью и его возможной аварийностью", - сообщил замглавы Минфина Алексей Моисеев.
Президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс привел статистику, согласно которой тарифы на полисы ОСАГО снизились на 3-5% после того, как был проведен первый этап реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО. Конкуренция между страховщиками выросла, и рынок стал более сбалансированным, отметил Юргенс.
Рост тарифов при принятии законопроекта произойдет, по мнению Юргенса, но в рамках закладываемого законопроектом коридора в 30-40%. Президент ВСС отметил, что в условиях, когда доходы граждан в стране не растут 4-5 лет, законодатели могут принять решение исключить все факторы, которые могут резко сказаться на цене полиса "автогражданки". В этом случае страховщики с этим справятся, реформа будет перенесена на более поздний срок.
На слушаниях был также поднят вопрос, что делать с теми, кто не покупает полис ОСАГО. Таких, по подсчетам экспертов, около 10-15% автовладельцев. По мнению зампреда ЦБ РФ Владимира Чистюхина, для решения этой проблемы есть два пути.
"Нам кажется большой потенциал за камерами, которые меряют скорость. Мы уже проводим эксперимент в Москве, Татарстан хочет присоединиться к эксперименту. Второе предложение, которое обсуждается, - это увеличение административного штрафа за езду без полиса. Я начал бы с камер", - сообщил Чистюхин.
По итогам слушаний было принято решение, как отметил Моисеев, что в случае если парламентарии потребуют исключить какие-то отдельные нормы из законопроекта или вынести часть в отдельный законопроект, то Минфин не будет препятствовать этому.