09 декабря 2025 года 20:29
РСА и ЦБ считают запуск проекта по выявлению камерами водителей без ОСАГО в два этапа более реалистичным
Российский союз автостраховщиков (РСА) и Банк России считают более реалистичным запуск в два этапа проекта выявления дорожными камерами водителей без действующих полисов ОСАГО. К такому выводу пришли представители РСА и ЦБ, а также ряда профильных структур в ходе обсуждения вариантов запуска контроля за наличием полисов ОСАГО у водителей с помощью средств видеофиксации на дорогах , организованного Общественной палатой РФ.
Обсуждение в том числе было проведено, поскольку поручение президента РФ о запуске проекта в полном объеме с 1 ноября этого года не было выполнено в срок, а новый срок запуска не установлен.
Необходимые законодательные изменения еще проходят рассмотрение в Госдуме, целый ряд юридических аспектов предстоит уточнить, также остаются вопросы о технической готовности систем для сопровождения проекта. Концептуальных вопросов о целесообразности запуска проекта не возникало в ходе дискуссии.
ПИСЬМА "СЧАСТЬЯ" КАК НАСТРОЙКА
Поможет оперативному запуску проекта включение первым этапом информирования автовладельцев о выявленных камерами нарушителях, у которых в информационной системе полис ОСАГО не зарегистрирован (или договор вообще не оформлен), считает глава РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев.
Для водителя это станет сигналом о необходимости принимать меры, чтобы не нарушать закон об ОСАГО, полагает он.
Кроме того, необходимо "как можно быстрее завершить обсуждение поправок, которые в первом чтении были приняты Госдумой в КоАП, что позволит создать юридическую базу для применения штрафов, одновременно предстоит решать вопрос о технической готовности к запуску проекта", продолжил Уфимцев, добавив, что важно "решить и методологические вопросы".
Он напомнил, что в ряде случаев вместо водителей - виновников ДТП, не застраховавших свою ответственность, РСА осуществляет компвыплаты из фонда гарантий. Это происходит согласно законодательству в тех случаях, когда вред был причинен жизни и здоровью людей, а водитель-виновник не страховал ответственность. "Мы выплачиваем свою часть и видим, как затем пострадавшие пытаются получить с виновников ДТП по суду возмещение по имущественному ущербу, и это длится годами, а не 20 дней, которые установлены законом об ОСАГО на организацию подобных выплат для страховщиков ОСАГО", - привел он пример.
Большая работа, по словам Уфимцева, проделана "Национальной страховой информационной системой" (НСИС, "дочка" ЦБ) и автостраховщиками для вычистки данных в информационной базе ОСАГО, удалось существенно повысить качество данных в национальной базе ОСАГО.
Со своей стороны глава НСИС Николай Галушин заверил участников дискуссии, что вероятность получения водителями ошибочных штрафов за отсутствие полиса "равна нулю", вводится режим повторной проверки данных.
Кроме того, по словам Галушина, законодатели и страховщики сделали все для того, чтобы полисы ОСАГО были доступными в том числе по цене. Удаленно полис ОСАГО можно оформить за 5 минут, средняя стоимость годового ОСАГО - чуть выше 7 тыс. рублей. Есть возможность оформить короткий полис "автогражданки" на срок от 1 дня до 3 месяцев, однодневный полис стоит примерно 200 рублей в сутки, отсчет этих суток может начаться в момент, удобный для водителя.
НУЖЕН СТАРТ В ЛЮБОМ ВАРИАНТЕ
В настоящее время 10-12% водителей, согласно экспертным оценкам, выезжают на дороги без полиса ОСАГО, такие данные привел в ходе выступления на круглом столе заместитель директора департамента страхового рынка ЦБ Никита Теплов (аналогичной оценки придерживается РСА - ИФ).
"Это в определенной степени создает напряженность на дорогах в двух аспектах", - полагает представитель ЦБ. Так, добросовестный водитель с полисом ОСАГО сначала платит за оформление договора, поскольку это требование закона, "а затем еще и платит за ремонт своего автомобиля, если у виновника ДТП полиса не оказалось, тратит на это свое время", пояснил представитель ЦБ.
Чтобы избежать подобной ситуации, "добросовестные автовладельцы с полисами вынуждены покупать дополнительную страховку от водителей без полисов ОСАГО ", сказал Теплов, добавив, что тратить дополнительные деньги несправедливо.
Кроме того, отсутствие надлежащей системы проверок камерами слежения на дорогах позволяет недобросовестным лицам организовывать схемы "автоподстав" для последующего принуждения страховщиков к выплатам по ОСАГО (для таких "спектаклей", как правило, выбираются участки, которые не попадают в зону охвата дорожными камерами - ИФ).
В ситуации, когда значительная часть водителей может выезжать на дороги без полисов "автогражданки", нарушается принцип неотвратимости наказания, считает Теплов.
Сегодня "наличие полисов ОСАГО проверяется на дорогах сотрудниками полиции в ручном режиме, при запуске проекта принцип неотвратимости наказания имеет потенциал для улучшения", добавил он.
Обсуждение подходов и конфигурации проекта ведется долгое время. "Были разные варианты реализации этого проекта: сразу с применением штрафов, с отсрочкой применения штрафов или с применением штрафов за сопутствующие нарушения, например, для нарушителей скоростного режима", - напомнил представитель ЦБ.
"Мы поддержим любые варианты, главное - эту историю запустить практически, посмотреть, как это будет работать, насколько сократится количество водителей без полисов ОСАГО", - считает Теплов.
Минфин РФ склонен поддержать эксперимент с информированием водителей об отсутствии полиса ОСАГО через Госуслуги, если этот факт выявлен дорожными камерами, сообщил заместитель начальника отдела регулирования страховой деятельности департамента финансовой политики Минфина РФ Александр Ицелев. При этом он отметил, что обсуждать вопрос без участия представителей ГИБДД не вполне корректно.
Часть вопросов юридического характера о штрафах, о порядке и частоте их применения уже снято, но по ряду аспектов дискуссии продолжаются, пояснил он.
Выход на модель запуска проекта в два этапа, когда штрафы к нарушителям без полисов ОСАГО по результатам фотофиксации начнут применяться на втором этапе, позволит раньше приступить к реализации, сошлись эксперты в оценке перспектив проекта.
МЕТОДОЛОГИЯ ОТСТАЕТ ОТ ТЕХНОЛОГИЙ
Технически сервисы портала "Госуслуги" для автомобилистов готовы к подключению к проекту, констатировал руководитель проекта "Госуслуги Авто" Владислав Зазыкин, выступая на круглом столе.
"У нас в 2021 году запущено мобильное приложение "Госуслуги Авто", оно призвано стать "единым окном" для автовладельцев. В этом приложении собраны основные сервисы, которые могут потребоваться водителям", - сказал он. В том числе уделяется внимание страховым сервисам. "Есть возможность оформить ДТП, подать заявление на урегулирование ущерба в электронном виде, получить сведения о полисах ОСАГО в личном кабинете приложения "Госуслуги Авто". Сервисы реализованы совместно с НСИС, РСА, ЦБ. Сервис пользуется популярностью", - отметил он.
Зазыкин напомнил о возможности получения на портале "постановления об административных правонарушениях; кроме того, владелец может оплатить или его обжаловать, аналогичным образом можно обеспечить и доставку уведомлений об административных правонарушениях за несоблюдение требований о наличии ОСАГО".
Начальник управления обеспечения автоматизированной фотовидеофиксации государственного казенного учреждения Москвы "Центр организации дорожного движения правительства Москвы" Владимир Карпов считает функцию контроля на дорогах ключевой.
"Сейчас система фотофиксации Москвы в автоматическом режиме фиксирует 67 видов правонарушений. Различные абсолютно виды нарушений выявляются - начиная от превышения скорости и заканчивая контролем перевозки мусора в городе. И, конечно, система фотофиксации в Москве полностью готова для того, чтобы фиксировать нарушения в ОСАГО, я вас заверяю, и технически, и юридически", - сказал Карпов.
"Мы видим, как водители, в том числе и благодаря контролю комплексами фотофиксации, ведут себя достаточно тактично в городе. Технологии мы передали РФ четыре года назад, когда создавалась та самая "Паутина" - специальное программное обеспечение министерства внутренних дел на базе решений Москвы и столичной области", - напомнил он.
Вся система "формирования материала, почтовых отправлений, дальнейшие этапы, в том числе по интеграции с судебной системой в связи с неоплатой штрафов в Москве, - все выполнено в полном объеме; система готова на 100% для того, чтобы прямо завтра начать администрировать новый вид правонарушений, мы полностью готовы", заверил Карпов.
Однако принципиальные сложности сохраняются в сфере нормативного регулирования, признал он.
"Все упирается сейчас в то, что в РФ с 1 сентября 2024 года действуют определенные технологические ограничения. Они введены постановлением правительства (N752), которое говорит о том, что весь поток информации с комплексов фотофиксации должен передаваться в ведомственную систему министерства внутренних дел. Никакого накопления, никакого хранения или обогащения информации на региональном уровне не допускается", - пояснил Карпов.
Запрос в МВД РФ о том, какими могут быть этапы запуска проекта с камерами видеофиксации водителей без полисов ОСАГО на российских дорогах, Общественная палата по результатам обсуждения планирует направить в ведомство, заключил член комиссии Общественной палаты по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.
Согласно законодательству, штраф за езду без полиса ОСАГО составляет 800 рублей, а при повторно выявленных нарушениях - от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. В настоящее время к рассмотрению во II чтении готовится законопроект с изменениями в КоАП РФ, согласно которым штраф на водителя за езду без полиса ОСАГО может налагаться не чаще одного раза в день, это нарушение отнесено юристами к категории "длящихся нарушений".
01 декабря 2025 года 20:00
21 ноября 2025 года 18:52
20 ноября 2025 года 17:30
19 ноября 2025 года 17:57
11 ноября 2025 года 18:53
07 ноября 2025 года 10:00
01 ноября 2025 года 18:25
30 октября 2025 года 20:16
10 октября 2025 года 08:17
09 октября 2025 года 09:19



