07 ноября 2025 года 10:00
Поправки в закон об ОМС уточняют критерии решений глав территорий о передаче полномочий страховщиков ОМС терфондам ОМС - источник
Новые поправки в законопроект-спутник с изменениями в закон об ОМС, подготовленные ко II чтению в Госдуме РФ, уточняют ряд положений, в том числе о порядке принятия решений главами территорий РФ о передаче полномочий страховщиков ОМС территориальным фондам ОМС, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с документом.
Законопроект-спутник (N 1026186-8) был разработан Минздравом РФ, предусматривает изменения в федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в РФ" (N 326-ФЗ), внесен правительством РФ в Госдуму в пакете с проектом бюджета фонда ОМС на 3-летний период. Документ был принят в I чтении Госдумой РФ вместе с бюджетом федерального фонда ОМС. В заключениях госведомств был представлен целый ряд замечаний к законопроекту, они были учтены при подготовке ко II чтению.
В частности, как отметил собеседник агентства, новые поправки были внесены в положение законопроекта-спутника, которое предусматривает право высшего должностного лица субъекта РФ принять решение об осуществлении территориальным фондом ОМС полномочий вместо страховых медицинских организаций сроком на 3 года. Это положение устраняет страховщиков ОМС с федеральными лицензиями от Банка России, прекращает их работу на территории на этот период.
Таким образом, по словам собеседника агентства, ключевой момент первоначально подготовленных поправок в закон об ОМС - о праве принятия подобного решения главами регионов РФ - сохраняется. В результате в стране появляется 2 модели функционирования системы ОМС - с участием страховщиков ОМС и полностью бюджетная модель финансирования и контроля ОМС - без их участия. В последнем случае за все будут ответственными терфонды ОМС.
Согласно новым поправкам, при осуществлении терфондом полномочий страховщиков ОМС федеральный фонд ОМС должен оказывать методическую и консультативную помощь территориальным фондам (по их обращениям), проводить мониторинг деятельности терфондов. Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщиков ОМС с использованием государственной информационной системы ОМС.
Отдельно положения законопроекта-спутника закрепляют и детализируют полномочия терфонда-страховщика, порядок финансового обеспечения медпомощи для территориальных фондов ОМС ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. В этих регионах изначально не предполагалось включения в работу страховщиков ОМС, все функции страховщика по закону об ОМС обеспечат территориальные фонды ОМС.
Измененный порядок с двумя моделями ОМС вводится на сроком на 3 года с возможностью его продления.
Согласно поправкам ко II чтению, решение о передаче полномочий от страховщиков ОМС принимается не позднее, чем "за один год до года, в котором планируется осуществление террфондом на территории РФ полномочий страховых медицинских организаций". При этом устанавливаются критерии для принятия главами регионов подобных решений, чего не было в варианте законопроекта к I чтению, продолжил источник и перечислил добавленные основания.
"Один из таких критериев - достижение целевых значений критериев доступности и качества медицинской помощи, определяемых территориальной программой ОМС в соответствии с положениями закона об ОМС". Кроме того, подобное решение принимается "по результатам мониторинга деятельности страховых медицинских организаций, осуществляемого в рамках этого федерального закона". Решение также должно быть основано на результатах "оценки удовлетворенности населения деятельностью страховых медицинских организаций по защите прав и законных интересов застрахованных лиц, осуществляемой в порядке, установленном правилами ОМС", развил тему собеседник.
Высшее должностное лицо субъекта РФ, согласно поправкам, уведомляет о принятом решении "уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, федеральный фонд ОМС и страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность на территории субъекта РФ, в срок не позднее 14 календарных дней со дня принятия указанного решения", процитировал он документ. После этого территориальный фонд ОМС на территории субъекта РФ "начинает исполнение принятых полномочий страховщиков ОМС с начала финансового года".
Территориальный фонд "в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего началу осуществления терфондом новых полномочий, информирует в порядке, установленном правилами ОМС, застрахованное лицо о дате начала осуществления дополнительных полномочий, а также предоставляет информацию о правах и обязанностях застрахованного лица", продолжил он.
Решение о продлении или прекращении исполнения терфондом в регионе дополнительных полномочий, принимается высшим должностным лицом "не позднее чем за один год до окончания срока осуществления указанных полномочий на основании изложенных критериев".
Высшее должностное лицо субъекта РФ уведомляет о таком принятом решении уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и федеральный фонд в срок не позднее 14 календарных дней со дня принятия этого решения. Прекращение исполнения терфондом полномочий страховщиков ОМС осуществляется с начала финансового года.
При этом сценарии терфонд ОМС не позднее 10 октября года, предшествующего году прекращения указанных полномочий, информирует в порядке, установленном правилами ОМС, застрахованных о возможности выбора страховой организации.
После прекращения исполнения терфондом полномочий и на период до выбора застрахованными лицами страховой организации терфонд направляет сведения о застрахованных лицах, не обратившихся в страховую медорганизацию с заявлением о выборе страховщика, в страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС в субъекте РФ, в порядке, установленном федеральным законом об ОМС, дополнил источник, знакомый с поправками.
ТЕРФОНДЫ ОМС В ПРИСОЕДИНЕННЫХ РЕГИОНАХ
Территориальные фонды ОМС Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей исполняют функции страховщика во всей полноте, предполагают поправки в закон об ОМС.
В том числе они оформляют, переоформляют и выдают полисы ОМС на материальном носителе по запросу застрахованного лица или его представителя, ведут учет застрахованных лиц, выданных им полисов ОМС, обеспечивают учет и сохранность сведений, поступающих от медорганизаций.
Они также оплачивают медицинским организациям, включенным в реестр ОМС, медицинскую помощь, оказанную застрахованным, в соответствии с установленными правилами ОМС. Терфонды в этих регионах собирают, обрабатывают данные персонифицированного учета о застрахованных лицах, обеспечивают сохранность и конфиденциальность таких сведений, осуществляют обмен информацией между субъектами ОМС и участниками системы ОМС в установленном законом порядке.
Кроме того, они информируют застрахованных лиц о видах, качестве и об условиях предоставленной им медицинской помощи мердорганизациями, о выявленных нарушениях при организации медпомощи им, о возможности обращений за получением полиса ОМС на материальном носителе, а также об обязанностях самих застрахованных лиц.
Поправки - в случае их принятия - вступают в силу в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Как сообщалось, значительная часть замечаний к законопроекту-спутнику была представлена Минфином РФ, Минэкономразвития, Счетной Палатой РФ, пациентским сообществом, Всероссийским союзом страховщиков (ВСС), в том числе они касались нового права для глав субъектов РФ по передаче полномочий от страховщиков ОМС терфондам ОМС, лишения в этом случае права застрахованных на выбор страховщика ОМС, до сих пор обеспеченного законом.
Как сообщил ВЦИОМ в связи с обсуждением темы ОМС, 75% россиян впервые услышали о планируемых законодателями серьезных изменениях в системе ОМС от представителей аналитического центра ВЦИОМ, проводивших опрос по заказу Всероссийского союза пациентов.
Одна из ключевых функций страховщиков ОМС - защита прав застрахованных, консультирование относительно прав, обеспеченных законом, на получение бесплатной медицинской помощи, ее объемов по в рамках региональных программ, сроков и особенностей сопровождения пациентов с тяжелыми заболеваниями. Кроме того, страховщики ОМС проводят ряд экспертиз, в том числе по качеству оказанной медпомощи, налагают взыскания в ситуации доказанных нарушений лечебными учреждениями, работающими в системе ОМС. Представители медстраховщиков имеют совещательный голос при разработке программ ОМС на территориях.
01 ноября 2025 года 18:25
30 октября 2025 года 20:16
10 октября 2025 года 08:17
09 октября 2025 года 09:19
07 октября 2025 года 08:42
01 октября 2025 года 16:45
23 сентября 2025 года 12:02
17 сентября 2025 года 18:17
16 сентября 2025 года 19:55
11 сентября 2025 года 11:53



