
Концепцию реформы выплат в форме авторемонта в ОСАГО поддержали участники слушаний в Госдуме с учетом доработки вопроса о правах потребителей
Концепцию законодательной реформы выплат в натуральной форме в ОСАГО (в виде авторемонта) поддержали участники парламентских слушаний по теме "Совершенствование закона об ОСАГО", прошедших в понедельник.
Представители депутатов, Минфина РФ, Минтранса РФ, Банка России, судейского корпуса и страхового сообщества, а также сообщества автомобилистов пришли к выводу о том, что в результате предложенной реформы не должны уменьшаться права потребителей по сравнению с существующим их уровнем, гарантированным законом об ОСАГО.
Ряд экспертов выступил против перехода права выбора формы выплаты в ОСАГО к страховщику, они защищали потребителя как слабую сторону в возможных спорах. Однако президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев заявил по итогам слушаний журналистам, что об ущемлении прав потребителей речь в данном случае не идет, автовладельцам новые права при реализации изменений только добавляются.
Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков, резюмируя обсуждение на слушаниях, отметил, что работа над законопроектом признана полезной и своевременной, вопрос о передаче прав от потребителей к страховщикам ОСАГО остается пока без разрешения, вернуться к нему и поставить точку в дискуссии можно будет при подготовке проекта ко II чтению.
Две законодательные инициативы выносились в поле обсуждения парламентских слушаний по ОСАГО. Одна была связана с продлением сроков ремонта автотранспорта по полису ОСАГО с 30 до 45 дней, это предложение никем не оспаривалось. Такие изменения вызваны тем, что вопрос о соблюдении сроков ремонта в ОСАГО, установленных много лет назад, в условиях нестабильного рынка последних лет с точки зрения обеспечения автозапчастями авторемонтники соблюдать не могут, а за нарушения следуют финансовые санкции. По закону об ОСАГО за организацию авторемонта в ответе страховщик. В этот законодательный зазор вклинились недобросовестные автоюристы, которые начали зарабатывать на страховых выплатах за счет судебных решений, выплаты пеней и штрафов, назначенных за нарушения условий авторемонта страховщикам ОСАГО. Одна из целей новой реформы в ОСАГО - модернизировать подходы, пресечь этот бизнес с тем, чтобы больше выплат доставалось автовладельцам, а не посредникам.
Потребителям реформа ОСАГО обеспечит второй уровень выплаты в случае, если авторемонт организует после ДТП автовладелец сам. При этом страховщики убеждены, что средняя стоимость полисов ОСАГО расти не будет, и тарифы на "автогражданку" не изменятся, автовладельцы не почувствуют ценовых изменений.
Перед началом слушаний Аксаков сказал журналистам: "Мы и проводим парламентские слушания, чтобы выслушать позиции всех сторон - и страховщиков, и тех, кто выступает против этой идеи. После этого, очевидно, должна появиться законодательная инициатива. Сейчас понятно, что в условиях ухода многих компаний - производителей автомобилей из нашей страны возникают зачастую сложности в восстановлении автомобилей: нет запчастей, нет других каких-то иных компонентов для авторемонта. Этим пользуются в том числе ушлые ребята, которые составляют договоры с теми, кто попал в ДТП, затем начинают вести взаимоотношения уже со страховыми организациями, делая фактически на этом бизнес. Естественно, нам надо это пресечь".
Глава РСА Уфимцев в ходе своего выступления привел данные, согласно которым введенный законодательно в 2017 году приоритет выплаты в ОСАГО в натуральной форме (в виде авторемонта) обеспечил долю таких выплат к 2019 году в размере 15%. По его словам, сегодня она составляет 5-6% и кратно увеличится после реформы. Доля натуральных выплат в автокаско сегодня превышает 95%, но стоимость такого добровольного полиса несопоставимо выше.
Заместитель министра финансов Иван Чебесков заявил в ходе выступления на слушаниях, что его ведомство поддерживает идею того, что "гражданину надо дать право самостоятельно организовывать ремонт, потому что у поставщиков есть свои ограничения, есть свои стандарты, многие станции технического обслуживания не готовы заключать договоры с страховщиками по тем или иным причинам. У гражданина больше гибкости в этом плане. Поэтому здесь мы точно поддерживаем предложение страхового сообщества".
Ключевая развилка законопроекта, по его мнению, "связана с решением вопроса о том, у кого право выбора? Сейчас гражданин решает, хочет ли он получить деньги или ремонт своего автомобиля по полису ОСАГО. Да, в большинстве случаев он все-таки забирает выплату деньгами", констатировал Чебесков.
Заместитель министра отметил, что в законопроекте есть опция второй части выплаты после получения первой части выплаты, рассчитанной без учета износа автомобиля. После ремонта, организованного автовладельцем самостоятельно, у него появится право на получение доплаты за износ. Но такую модель Чебесков признал сложной. У страховщика может появиться возможность затягивать сроки получения второй части выплаты под разными предлогами. Не проще ли просто принять законодательное решение о "выплатах сразу и без учета износа" деньгами в ОСАГО? Такое предложение высказал Чебесков в ходе выступления в парламенте.
"Конечно, это решение проще", - согласился позже президент РСА Уфимцев, комментируя предложенную инициативу журналистам. Однако это предложение распространится на всех автомобилистов и потому потребует пересмотра базового тарифа в ОСАГО на 40%, по оценке ЦБ. Решение, приводящее к росту тарифов, "точно не порадует, к примеру, тех, кто обеспечивал в последние годы безаварийную езду и снижение стоимости полиса ОСАГО за счет хорошего КБМ", предположил Уфимцев.
"ОСАГО всегда ищет баланс", - высказал мнение в ходе выступления на слушаниях зампред Банка России Филипп Габуния. По его словам, ОСАГО ищет "баланса доступности и баланса минимальных гарантий, которые должны быть даны обладателю соответствующего полиса. "Инициативы, предполагающие максимальное возмещение, возможное по полису ОСАГО, сопоставимое с объемом гарантий по каско, вероятно, должны исходить из сопоставимой стоимости полиса "автогражданки". Высокая цена, соответственно, снизит доступность этого полиса для самых слабо защищенных категорий граждан. Об этом нельзя забывать, когда мы размышляем о данной проблематике", - предупредил зампред ЦБ.
"Сразу оговорюсь, износ - это значимая часть тарифа. Если предлагается вообще от износа отказаться, то нужно понимать следующее. При прошлых проведенных расчетах выяснилось - порядка 40% влияния фактор износа оказывает на тариф. Соответственно, если подобным путем мы пойдем, то это будет одномоментно значимое изменение цены. Не уверен, что мы хотим туда двигаться, по крайней мере быстро, особенно сейчас, в тех условиях, в которых мы находимся. Поэтому базово нам кажется, что работать с предложенным направлением нужно, нужно брать за основу, а по отдельным нюансам дорабатывать в процессе", - продолжил Габуния.
Он напомнил, что сегодня "страховая компания обязана организовать ремонт в условиях рыночных (важно понимать, что мы говорим о ситуации, в которой мы сегодня находимся)". "Ну тогда давайте рассуждать о том, что у нас должны быть обязанности у станции не отказать страховой в этом ремонте, нести ответственность за этот ремонт. Кажется, это звучит довольно утопично", - сказал он.
Зампред ЦБ добавил, что количество жалоб на страховщиков ОСАГО снижается, а в их структуре доля жалоб на проведение авторемонта по полисам ОСАГО остается примерно на одном уровне.
НЕ ОТНИМАЕМ, НО ДОБАВЛЯЕМ
Уфимцев считает заблуждением вывод, к которому пришел ряд экспертов, анализируя законопроект о реформе натуральных выплат в ОСАГО. Права у потребителей не забираются, но добавляются, сказал президент РСА журналистам.
"Слово "право" применяется только к тем случаям, когда у страховщика есть договор со СТОА, в порядке приоритетного возмещения страховщик дает направление на авторемонт. Только в этой зоне у страховщика реализуется право", - сказал он журналистам.
У страховщика есть договор на обслуживание, и вдруг страховщик получает от станции отказ в ремонте. Есть запчасти, но не все, или ремонтники не готовы уложиться в установленные сроки. Если СТОА проводить ремонт отказалась, страховщик ОСАГО говорит, что выплата будет деньгами. И по закону об ОСАГО такая выплата идет без учета износа автомобиля, пояснил глава РСА.
Теперь появляется еще одна опция. "Далее человек сам принимает решение, остаться ему с деньгами или пойти и отремонтировать автомобиль в выбранном им СТОА. В этом случае он может вернуться к страховщику ОСАГО за доплатой за износ, подтвердив факт ремонта и предоставив автомобиль для осмотра", - сказал Уфимцев.
"Мы говорим о сбалансированных предложениях с минимальными изменениями, которые ничего не отнимают у потребителей, но добавляют новую опцию, ее не было до сих пор", - продолжил он, комментируя итоги слушаний. И это происходит без изменения средней цены полиса. Президент РСА сказал, что в ходе обсуждения реформы выплат "ни от одного эксперта на слышал принципиальных возражений против принципов реформы и ее целей, они создают преимущества потребителям".
НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПРАКТИКИ
Уфимцев также подтвердил, что суды присуждают страховщикам штрафы и пени за нарушение установленных законом условий авторемонта. Этим пользуются недобросовестные автоюристы. Выплаты по суду по полисам ОСАГО зачастую превышают не только размер страхового возмещения, но даже и лимит страховой имущественной выплаты, определенной законом об "автогражданке".
Уфимцев также считает, что рост доли выплат в натуральной форме в случае запуска реформы может произойти до уровня 20%, максимум - до 40%.
Экспертные замеры и исследования общественного мнения среди автомобилистов показали, что 40-50% получателей денежной выплаты в ОСАГО не направляются по каждому небольшому повреждению в СТОА, предпочитают деньги оставить себе, накапливать повреждения с тем, чтобы ремонтировать их все сразу, развил тему глава РСА.
Это означает, что не все автовладельцы по каждому случаю ДТП будут проводить авторемонт и станут претендовать на доплату за износ. Этим путем пойдут те, кому это существенно важно. Таким образом, баланс прав и компромисс с неизменным тарифом в ОСАГО может быть достигнут.
Вместе с тем, как отмечали в ходе выступлений представители экспертного сообщества, деятельность автоюристов, зарабатывающих на несовершенстве норм, связанных с авторемонтом по полисам ОСАГО, получила размах в рамках страны.
Так, руководитель рабочей группы Народного фронта "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов в ходе выступления привел пример: автоюристы не только за бесценок выкупают права на выплату на месте ДТП, допустим, в размере 15 тыс. рублей, а затем получают со страховщика по суду 80 тыс. рублей. К выплате виновнику ДТП может позже по суду предъявляться ущерб в пределах 280 тыс. рублей. Подобные примеры не единичны, отметил Шкуматов. По его мнению, реформа выплат в ОСАГО устраняет основания для процветания подобных ущербных практик.
"Я бы вообще, например, предложил третью сторону во взаимоотношениях потерпевшего в ДТП и страховой компании убрать, - заявил журналистам Аксаков. - Кто-то попал в ДТП, он имеет право на страховые выплаты, естественно, он должен получить эти выплаты напрямую, не вовлекая в этот процесс ушлых ребят, которые на этом начинают делать бизнес. Уверен, что уже такое прямое взаимодействие позволит снять многие проблемы".
Устранить из процесса выплат по ОСАГО посредников не удастся, считает между тем главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин, но он полагает, что создать границы для их деятельности можно и нужно. Об этом он заявил в ходе выступления на слушаниях в парламенте. Воронин высказал обеспокоенность тем, что новый порядок из-за своей непростоты не изгонит негативные практики посредников в ОСАГО, но напротив, создаст для них дополнительную почву. Он считает целесообразным подумать о создании упрощенного порядка взаимодействия потребителей с финуполномоченными в новом контуре предложенных законодательных изменений.









