
Доля выплат в виде авторемонта в ОСАГО увеличится до 20-25% в случае реформы натуральных выплат в "автогражданке" - Уфимцев
Доля выплат в виде авторемонта в ОСАГО увеличится в несколько раз - с 5-7% до 20-25% в случае проведения реформы натуральных выплат в "автогражданке". Такой прогноз представил президент Российского союза автостраховщиков (РСА), Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев на встрече с журналистами в среду. Он пояснил, что произойти такие изменения могут не моментально.
Реформа предполагает возможность получения автовладельцем доплаты за износ деталей автомобиля после проведения восстановительного ремонта транспортного средства по полису ОСАГО, если этот ремонт организует сам автовладелец, появляется 2-этап таких выплат.
Поправки об изменении подходов к натуральным выплатам в ОСАГО, сформулированные в соответствующем депутатском законопроекте, обсуждаются законодателями, регуляторами, участниками страхового рынка. Они направлены на улучшение системы выплат в ОСАГО для российских автовладельцев, на ограничение злоупотребления правом со стороны автоюристов, но они не приведут к росту тарифов в ОСАГО, сказал Уфимцев журналистам.
Однако по его словам, "ошибочно думать, что страхователь получит полную выплату за любой проведенный им после ДТП ремонт машины по полису ОСАГО при наличии установленного законом об ОСАГО лимите имущественных выплат в 400 тыс. рублей".
Уфимцев рассказал журналистам, как новая система (в случае принятия законопроекта), будет действовать для потребителей.
"Если у страховщика ОСАГО есть договор со станцией авторемонта и она готова принять конкретный автомобиль в ремонт, то страховщик выдает направление на ремонт, работы будут проведены, вопрос исчерпан. Если же у страховщика такой возможности нет, он выплачивает возмещение по ОСАГО деньгами за вычетом износа транспортного средства, - сказал глава РСА. - Но это первый этап. Далее у человека появится возможность самому пойти и отремонтировать машину, представить ее страховщику и затем получить доплату за износ автомобиля, а также за выявленные в ходе ремонта скрытые повреждения (если они объявятся). И это - второй этап".
"Ошибочно считать, что страхователь в новых условиях получит всю сумму за произведенный ремонт. Он получит расчет выплаты в строгом соответствии с единой методикой восстановительного ремонта в ОСАГО и ее справочниками средней стоимости автозапчастей и нормо-часов ремонтных работ. Справочники эти регулярно актуализируются и утверждаются ЦБ", - продолжил Уфимцев.
Поясняя журналистам логику предложенных изменений с точки зрения самих страховщиков ОСАГО, он добавил: "Сейчас автоюрист, пользуясь лазейками в законодательстве, взыскивает по суду со страховщиков значительные суммы сверх установленного законом об ОСАГО имущественного лимита в размере 400 тыс. рублей. Эти суммы дополнительных взысканий по суду в ряде случаев кратно превышают лимит. Такая негативная практика расширяется. Теперь же вместо того, чтобы одному автоюристу заплатить, допустим, 1 млн рублей сверх лимита, страховщик ОСАГО сможет произвести несколько доплат за износ автомобиля на ту же общую сумму, но нескольким клиентам, а не автоюристам. При этом надо понимать, что не все автовладельцы готовы предпочесть денежной выплате по ОСАГО выплату в виде ремонта, все будет зависеть от его конкретной ситуации".
Таким образом, страховщикам ОСАГО в случае принятия законопроекта удастся купировать негативные практики автоюристов и создать дополнительные возможности выбора клиентам-автовладельцам.
ВЛИЯНИЕ НА ПРАКТИКУ АВТОРЕМОНТА
Предложенная законодателями, поддержанная ЦБ и страховым сообществом реформа натуральных выплат в ОСАГО повлияет положительно также на деятельность авторемонтной отрасли, заявил Уфимцев "Интерфаксу".
"С точки зрения контроля и проведения проверок в рамках противодействия страховому мошенничеству страховщик ОСАГО должен понимать: А был ли платёж? Деньги за ремонт поступали? Cтанция авторемонта отчиталась? То есть в перспективе проявится эффект "обеления" самого рынка авторемонта, это хорошая и правильная тема для государства, потребителей и страховщиков", - убежден президент страховых союзов.
Он также сообщил "Интерфаксу", что "в настоящее время РСА обсуждает с Минтрансом возможность составления в перспективе" определенного перечня рекомендованных станций для проведения ремонта в рамках ОСАГО для сведения российских автовладельцев.
Критерии, на основании которых станция может быть включена в такой список, должен определить Минтранс, считает Уфимцев.
"Критерии, конечно, должны быть. Если, к примеру, у СТОА нет покрасочной станции, как она может осуществлять кузовной ремонт? Поэтому критерии отбора в этот реестр СТОА могут учитывать как техническое оснащение станции авторемонта, так и квалификацию ее работников", - пояснил глава РСА агентству. Включение СТОА в перечень рекомендованных автовладельцам страховщиками ОСАГО создаст репутационные преимущества и самим станциям авторемонта.









