.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Страхование
Главная  /  Страхование  /  Актуальная тема  /  Перевозка нероссийскими судами нефти РФ без страхования судовладельцев грозит финансовыми претензиями и арестами судов - эксперт
.
 
 
 
 
01 июня 2022 года 16:24

Перевозка нероссийскими судами нефти РФ без страхования судовладельцев грозит финансовыми претензиями и арестами судов - эксперт

Формально нероссийские суда, которые перевозят российскую нефть, могут оказаться без страховой и перестраховочной защиты после введения шестого пакета санкций против РФ и рискуют столкнуться с тяжелыми последствиями, заявил "Интерфаксу" глава страхового брокера и общества взаимного страхования "Ростеха" Николай Галушин.

"Отсутствие страхования означает угрозу реализации рисков многомиллионных претензий, ареста и потери судов", - пояснил он. В этой ситуации морские перевозчики, суда которых ходят под иностранными флагами, скорее всего, откажутся от перевозок российской нефти в дальнейшем. Выход потребуется искать правительству РФ, Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) и отечественным страховщикам и судовладельцам.

Как сообщалось ранее, страны Евросоюза намерены ввести запрет на страхование танкеров, перевозящих российскую нефть, в рамках шестого пакета санкций против РФ в связи с военной операцией на территории Украины, такую информацию опубликовала газета The Wall Street Journal со ссылкой на официальных лиц и дипломатов ЕС.

Нефтетрейдеры и судовладельцы отмечают, что запрет на страхование европейскими компаниями танкеров с российской нефтью является серьезным финансовым оружием, которое позволит ЕС нанести значительный ущерб экономике РФ. Мало кто из компаний будет готов транспортировать нефть без страховки, говорят эксперты. Эта мера, введенная ранее в отношении Ирана, уже показала свою эффективность, пишет WSJ.

"Это способ давления безусловно, - считает Галушин. - Здесь важно, чтобы судовладельцы, российские страховщики и РНПК договорились считать этот бизнес российским. Тогда появляется возможность соответствующим образом его защищать. А дальше необходимо заново построить страховую защиту во многих портах, куда наши суда еще могут заходить, и в тех, где им может потребоваться защита".

Судовладелец может принять решение и не страховать каско судна, пояснил Галушин агентству: "Но вот без страхования ответственности судовладельца обойтись в мировой практике нельзя. При страховании ответственности по большим судам, по танкерам лимиты по договорам страхования ответственности судовладельца могут достигать $1-2 млрд. Соответственно, такие лимиты требуют перестрахования".

С танкерами, обслуживающими российскую нефть, ситуация усугубляется при условии, что суда не ходят под российским флагом, могут не принадлежать российскому бизнесу, а значит страхование также могло не осуществляться на российском рынке, развил тему Галушин. "Национальные страховщики и РНПК не смотрят на этот бизнес как на российский в силу формальных причин: владелец судна не российское юридическое лицо. А с морскими перевозками (очень космополитичным бизнесом) все сложно: флаг, регистр, регистрация судна - это вопрос налогообложения, удобства эксплуатации, содержания судна, привлечения клиентов, географии плавания, много других важных аспектов", - сказал он.

"Выход есть - возмещение может взять на себя РНПК вне зависимости от размера лимита по договору, а вот организацию защиты придется строить страховщикам самостоятельно или с помощью партнеров в третьих странах. Можно обратиться за опытом к иранскому клубу, который построен на принципах частно-государственного партнерства. В этой схеме в пределах определенного лимита ответственность несет пул, созданный национальными игроками, а сверх этой суммы предоставлена гарантия со стороны государства. При этом оператором по рассмотрению убытков выступает страховой пул. Совокупный лимит иранского пула составляет $500 млн", - считает Галушин.

В нынешних условиях у российских страховщиков нет возможности обеспечить страхование с последующим перестрахованием на традиционных рынках рисков с такими лимитами из-за законодательного запрета на осуществление перестрахования за рубежом, убежден Галушин. Альтернативой является РНПК, "которая после расширения гарантий до 750 млрд рублей способна обеспечить защиту интересов страховщиков и их клиентов в части страхования ответственности судовладельца".

В мировой практике при осуществлении морских перевозок судовладельцы с целью минимизации своих рисков, обеспечения непрерывности деятельности и выполнения требований международных конвенций осуществляют следующие виды страхования (по значимости): страхование ответственности судовладельца (полисы предполагают широкое покрытие, обеспечивают защиту интересов других судовладельцев в результате возникновения убытков, претензий со стороны третьих лиц, например членов экипажа, грузовладельцев, других судовладельцев, портовых властей). Кроме того, страхуются риски каско судов, и перевозимого груза.

Как уточнил Галушин, страхование ответственности судовладельца в английском страховом языке соответствует термину Protection and Indemnity (защита и возмещение). Страховщики (а чаще, клубы страхования ответственности - P&I clubs) обеспечивают сопровождение претензий (даже не убытков) с момента их предъявления судовладельцу с целью минимизации временных потерь, связанных с возможным арестом судна в порту, вынужденным простоем или при наступлении других неблагоприятных событий. Они также обеспечивают юридическое сопровождение претензии (предоставление услуг адвокатов, выпуск гарантий для освобождения судна из-под ареста), отстаивают интересы судовладельца в суде или в процессе разбирательства, организуют помощь (например, в случае репатриации тела погибшего моряка на судне, при оформлении соответствующих документов), оказывают помощь в ходе спасения судна (например, в случае поломки двигателя, в результате которой судно теряет ход). Наконец, организуют выплату возмещения судовладельцу или третьим лицам, предъявившим претензию.

"Основной упор при этом делается не на возмещение ущерба, а на обеспечении защиты и сопровождения претензии. Следует учитывать, что, начавшись с небольшой претензии, ситуация может привести в развитии к полной потере груза и судна", - рассказал Галушин "Интерфаксу".

Страхование самого судна (каско) соответствует термину Hull and Machinery - защита корпуса и оборудования. Оно не сильно отличается от аналогичного страхования автомобилей. Разница лишь в том, что в H&M покрываются еще и поломки двигателя, что не входит в каско страхование наземных транспортных средств.

Страхование грузов чаще всего обеспечивается не судовладельцем, а другой стороной в соответствии с условиями контракта на поставку груза. Есть еще специфические покрытия в морском страховании, например страхование потери фрахта, но в целом P&I и H&M - основные инструменты, определяющие комплексную защиту.


Опубликовано: /Финмаркет/
 


.
07 ноября 2025 года 10:00
Новые поправки в законопроект-спутник с изменениями в закон об ОМС, подготовленные ко II чтению в Госдуме РФ, уточняют ряд положений, в том числе о порядке принятия решений главами территорий РФ о передаче полномочий страховщиков ОМС территориальным фондам ОМС, сообщил "Интерфаксу" источник,...    читать дальше
.
01 ноября 2025 года 18:25
Краткосрочные полисы страхования, введенные законодательно в ОСАГО в основном по запросу водителей такси, не только обрели популярность у этой категории водителей, но и создали прецедент для целой индустрии краткосрочных договоров, очертания которой пока только намечаются. Согласно данным,...    читать дальше
.
30 октября 2025 года 20:16
Совокупные премии, собранные российскими страховщиками за девять месяцев текущего года, увеличились на 15% к уровню аналогичного периода прошлого года. Такие данные привел руководитель департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов, выступая на Форуме лидеров страхового рынка в четверг....    читать дальше
.
10 октября 2025 года 08:17
Национальная страховая информационная система ("НСИС", оператор автоматизированной информационной системы страхования, дочерняя компания ЦБ РФ) разрабатывает новый сервис, который сможет по запросу автовладельца предоставить справку о размере коэффициента "бонус-малус" (КБМ) в формате pdf. Об этом...    читать дальше
.
09 октября 2025 года 09:19
Платные сервисы, которые со временем появятся на портале Госуслуг, будут затрагивать и операции страховщиков, сообщил журналистам президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев в рамках форума "Финополис 2025". "Страховщикам известно, что часть транзакций будет осуществляться...    читать дальше
.
07 октября 2025 года 08:42
Концепцию законодательной реформы выплат в натуральной форме в ОСАГО (в виде авторемонта) поддержали участники парламентских слушаний по теме "Совершенствование закона об ОСАГО", прошедших в понедельник. Представители депутатов, Минфина РФ, Минтранса РФ, Банка России, судейского корпуса и...    читать дальше
.
01 октября 2025 года 16:45
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) обеспокоен внесенным в Госдуму правительственным законопроектом с поправками к закону об ОМС, который способен привести к системным разрушительным последствиям в системе ОМС и к снижению защиты прав пациентов на качественные бесплатные медицинские услуги....    читать дальше
.
23 сентября 2025 года 12:02
Евразийская экономическая комиссия одобрила проект рекомендаций по гармонизации законодательства в сфере допуска страховщиков на общий рынок ЕАЭС, документ размещен на правовом портале ЕАЭС. Целью документа "О согласованных предложениях по гармонизации законодательства государств - членов...    читать дальше
.
17 сентября 2025 года 18:17
Нынешний год проявляет признаки переходного для страховщиков жизни. Двукратный рост премий первого полугодия сменится на более скромные во II полугодии, прогнозируют эксперты. Солнце одних направлений бизнеса защиты жизни на закате, идущие на смену новые бизнес-горизонты пока только обсуждаются....    читать дальше
.
16 сентября 2025 года 19:55
Банк России планирует расширить внедрение риск-ориентированных подходов в практике надзора за страховщиками, а также готов поддержать страховой рынок в его стремлении укрепить свои позиции на финансовом рынке, следует из текста опубликованного ЦБ проекта основных направлений развития финансового...    читать дальше
.
Страница 1 из 8
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.