Уровень выплат в такси по договорам ОСАГО оказался в 2,2 раза выше среднерыночного в 2020г, частота страховых событий выше в 7,2 раза - эксперты
Уровень выплат в такси по договорам ОСАГО был в 2,2 раза выше аналогичного показателя в целом по рынку ОСАГО в целом в 2020 году и превысил 160% против 73,6% соответственно, такая консолидированная экспертная оценка была представлена "Интерфаксу" ведущими страховщиками ОСАГО в ходе краткого опроса. По их данным, показатель частоты наступления страховых событий в такси превышает средний по рынку ОСАГО в 7,2 раза за тот же период.
Таксисты остаются одним из самых проблемных сегментов страхователей на рынке ОСАГО. Страховщики регистрируют в сегменте разнообразные нарушения, в том числе эксплуатацию такси в отсутствие договора обязательного страхования ответственности, использование фальшивых полисов, не защищенных выплатами, попытки заключить договоры ОСАГО с заведомо заниженной страховой премией, введение страховщика в заблуждение относительно целей и условий использования транспортного средства при оформлении электронного договора ОСАГО. Найдя несоответствие в предоставленных страхователем данных для заключения договора с имеющимся в базе страховщиков, информационные системы могут блокировать завершение оформления такого договора, что вызывает недовольство страхователей в группе такси.
Не всегда довольны сотрудничеством с таксистами и таксопарками и автостраховщики, подсчитывая убытки по заключенным договорам.
На прошлой неделе депутат Госдумы Александр Старовойтов направил депутатские запросы генеральному прокурору РФ и руководителю ФАС России с просьбой проверить факты нарушения порядка при заключении договоров ОСАГО с перевозчиками такси (текстами обращений располагает агентство - прим. ИФ). Он отметил, что в его адрес "поступают обращения представителей таксомоторного рынка".
Депутат в письмах ссылается на факты отказов страховщиков в заключении договоров ОСАГО при попытках заключения электронных договоров ОСАГО представителями таксопарков. "Отказывая в заключении договора ОСАГО, либо любым иным способом уклоняясь от заключения такого договора, страховые компании нарушают положения гражданского законодательства , а также иные нормативно-правовые акты", - говорится в обращениях депутата.
Как сообщил "Интерфаксу" исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, "каких-либо проблем с заключением договоров ОСАГО именно с таксопарками РСА не фиксирует". Он пояснил, что "процедура заключения договора страхования в электронном виде на сайте страховой компании с юридическим лицом сильно отличается от процедуры заключения договора с физическим лицом. Если идентификация физлица происходит через Госуслуги, то единой системы идентификации юридических лиц просто не существует. Это вызывает сложности при оформлении электронного договора с юрлицом". "Таксисты-физлица не испытывают проблем при попытке купить электронный полис ОСАГО", - сказал Уфимцев.
Комментируя сложившуюся ситуацию "Интерфаксу", заместитель генерального директора "Ингосстраха" (MOEX: INGS) Илья Соломатин сообщил о том, что автостраховщики ведут активные переговоры с представителями крупных агрегаторов такси по обеспечению мер для снижения аварийности на автотранспорте и усиления контроля в сфере безопасности дорожного движения. "Внедрение этих мер обеспечит снижение уровня аварийности при эксплуатации такси, позволит страховщикам ОСАГО предоставлять адекватные условия страхования", - сказал он.
В числе обсуждаемых мер - контроль за состоянием эксплуатируемых автомобилей, уровнем квалификации водителей и манерой их вождения, состоянием их здоровья, соблюдением ими правил дорожного движения, условий режима труда и отдыха.
Как сообщалось ранее со ссылкой на данные ГИБДД, статистика аварийности в группе такси в 2020 году в целом в РФ соответствует уровню 2019 года. Однако число аварий со смертельным исходом выросло по группе на 20% в прошлом году. И это с учетом снижения интенсивности плотности дорожного движения в разные периоды прошлого года из-за ограничений, связанных с COVID-19. Общая статистика страховщиков каско и ОСАГО за тот же период демонстрирует иной тренд - снижение частоты страховых событий на дорогах.
Опрошенные агентством автостраховщики высказали предположение о необходимости корректировки тарифов ОСАГО для такси с учетом столь высокой убыточности и частоты страховых событий. Справедливые подходы к ценообразованию и прозрачность истории страхователей в этой категории, а также усиление контроля за эксплуатацией такси, соблюдение правил перевозок пассажиров - комплексная задача, в которой многое зависит от регулятора, госорганов, а также способности достигать договоренностей самими заинтересованными участниками рынка.