ЗАО "Райффайзенбанк"
в приложении ежедневный обзор Райффайзенбанка по финансовым рынкам.
Бюджетная политика
Минфин пробует мобилизовать ненефтегазовые доходы
Вчера был опубликован законопроект о новом Федеральном бюджете на 2021-2023
гг. Основные параметры совпадают с более ранними заявлениями властей.
Минфин четко взял курс на финансирование дефицита с помощью ОФЗ на этот и
будущие года, ФНБ использовать для этих целей планируется по минимуму. Мы
уже ставили под сомнение реализуемость столь амбициозных намерений, однако
в целом сохранить ОФЗ как основной источник финансирования дефицита, на наш
взгляд, вполне возможно.
В этом и следующем году дефицит во многом будет связан с необходимостью
поддержки экономики более активными госрасходами, причем активными
настолько, что он сохранится даже в условиях восстановления доходов. По
сравнению с 2020 г. их рост составит почти 1 трлн руб. (до 18,77 трлн руб.,
+5,1%), и это несмотря на то, что в этом году бюджет получил значительную
разовую «подпитку» в рамках сделки по Сбербанку (1,066 трлн руб.). В 2021
г. этой поддержки не будет, т.к. бюджет получит по второй части сделки
гораздо меньше (200 млрд руб.).
По оценкам Минфина, в числе основных факторов роста доходов в следующем
году – активное улучшение основных макропараметров г./г. (в первую очередь,
рост рублевых цен на нефть и ВВП), которые поспособствуют росту налоговой
базы по всем типам налогов. Также позитивным для доходов фактором станут
новые фискальные инициативы как в нефтегазовой сфере (отмена льгот при
налогообложении нефтяников), так и в прочих сферах (новые правила уплаты
дивидендов для госкомпаний**, меры по деоффшоризации*, отмена льгот по НДС
для части плательщиков и пр.).
Устойчивый дефицит в 2021-2023 гг. во многом продиктован консерватизмом
предпосылок по ценам на нефть – как видно из первой таблицы, Минфин не
ожидает ее выше 50 долл./барр. на прогнозном горизонте. В таких условиях
доля нефтегазовых доходов Федерального бюджета фактически опустится до
многолетних минимумов, в пределах 30% (до этого она была на уровне 40-50%).
Видимо, это является одной из основных причин, почему Минфин решил взяться
за мобилизацию ненефтегазовой части доходов. Однако уже сейчас видно, что
этот процесс идет с трудом: «лишних» денег в экономике, которые
Правительство могло бы собрать в форме налогов, не так много: стоит
обратить внимание на то, что резонансные меры, обсуждавшиеся в СМИ
(повышение ненефтегазового НДПИ, повышение НДФЛ на «богатых») в сумме не
столь существенны для бюджета (112 млрд руб. дополнительных поступлений) и,
по сути, в части притока средств равносильны эффекту от нескольких
процентов ослабления рубля.
Что касается использования ФНБ на инвестиционные цели, то такой вариант
сейчас практически невозможен: после использования части средств для
покупки акций Сбербанка объем ликвидной части фонда (по прогнозу Минфина),
начиная с 2021 г., практически не будет превышать 7% ВВП, а потому
официально не доступен для инвестиций.
Отметим, что рублевые цены нефти в новом плане Минфина меньше, чем в
предыдущей версии (в 2021 г. на 11%, а в 2022 г. – на 7%), и в целом более
сильное ослабление рубля или более активное восстановление цен на нефть,
чем Минфин предполагает в своем текущем плане, могло бы дополнительно
улучшить ситуацию и с доходами бюджета, и с ФНБ.
компаний. Нажав курсором на название компании, вы перейдете к последнему
обзору по ней. Аналогичным образом сформирован список ключевых тем по
экономике и финансовым рынкам.
Не изменяйте тему сообщения письма об отписке!
- ADM_201001.zip (Размер - 214kb)